19 октября, Елена Рулева приняла участие в круглом столе «Вопросы обеспечения гарантий защиты прав предпринимателей в уголовном судопроизводстве», организованном на площадке Общественной палаты Санкт-Петербурга Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерием Калугиным. Участниками дискуссии стали представители органов прокуратуры, правоохранительных ведомств, судебных органов, деловых бизнес-объединений, адвокатского сообщества.
На повестке дня стояли самые значимые для бизнеса вопросы, связанные с действиями следственных и правоохранительных органов, а также вопросы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
при уголовном преследовании.
Обсуждали сложившуюся практику по избранию меры пресечения для обвиняемых в преступлениях в экономической сфере. По мнению экспертов, несмотря на положительную динамику, в ряде случаев следственные и правоохранительные органы продолжают настаивать на заключении предпринимателей под стражей. В большинстве случаев применение этих мер аргументируется возможностью скрыться и противодействовать следствию. В свою очередь правозащитники и адвокаты ссылаются на избыточность принятия таких мер, как изоляция от общества и несоразмерность степени общественной опасности при расследовании большинства экономических дел.
Наиболее остро стоял вопрос ареста частной собственности бизнесменов, так как все чаще стали поступать обращения по необоснованному изъятию и удержанию, используемого в предпринимательской деятельности имущества, находящегося у других лиц, не являющихся подозреваемыми. Есть жалобы и связанные с несоблюдением требования о соразмерности стоимости арестованного имущества размеру вреда. Как правило, оценка происходит по номинальной стоимости долей в уставном капитале или кадастровой стоимости недвижимого имущества, а не по рыночной стоимости имущества.
Еще один злободневный вопрос касался перевода хозяйствующих споров в уголовную плоскость. Так, отсутствие чётких критериев разграничения гражданско-правовых отношений и уголовно-наказуемых деяний, позволяет одной из сторон спора использовать иные правовые инструменты. Необходимо исключить возможность использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов, оградить от необоснованного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за неисполнение ими договорных обязательств в тех случаях, когда оно обусловлено обычными предпринимательскими рисками.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области в своей практике также сталкивается с достаточным числом обращений от представителей бизнеса, касающихся уголовно-правовой сферы.
По ее словам, в текущем 2023 году был ряд жалоб, где помогали предпринимателям вернуть имущество, которое было изъято в ходе обыска или был наложен арест. По-прежнему, серьезной проблемой для предпринимателей является практика применения исключительной меры пресечения в виде заключения под стражу на стадии расследования. Этот вопрос неоднократно поднимался и обсуждался на самом высоком государственном уровне, я и мои коллеги будут продолжать работу, направленную на гуманизацию уголовного права для предпринимателей.
Что касается хозяйствующих споров, которые могут быть трансформированы в уголовное преследование — это очень непростые дела, требующие понимания и профессионализма от всех участвующих сторон. Сейчас важно, что такой диалог состоялся, все участники процесса находились за одним круглым столом и пытались донести свои аргументы до противоположной стороны. Мы будем продолжаем вести совместную работу со всеми правоохранительными органами в части снижения уровня давления на бизнес.