Главная » Пресс-центр » Новости » Эксперт «pro bono» Арсений Артюх подготовил памятку для предпринимателей

Эксперт «pro bono» Арсений Артюх подготовил памятку для предпринимателей

22 ноября 2021 г.
Эксперт «pro bono» Арсений Артюх подготовил памятку для предпринимателей

РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ, КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПОПАДАНИЯ В НЕГО

 

Арсений Артюх
юрист, эксперт pro bono Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Ленинградской области

1.ПОНЯТИЕ РЕЕСТРА

Законодательство не содержит определения реестра недобросовестных поставщиков (РНП). При этом не существует единого реестра. В настоящее время речь идет о трех реестрах:

- в рамках 44-федерального закона,

- 223-федерального закона и

- 615-постановления Правительства РФ о капремонте.

Под РНП можно понимать публичную базу данных об участниках закупок, которые уклонились от заключения контракта или с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке, либо расторгнут по решению суда в виду существенного нарушения такими участниками условий контракта.

Основная цель появления РНП – установление меры ответственности для недобросовестных или ложных поставщиков, то есть тех, которые не имеют реального намерения заключать и исполнять контракт, либо которые участвуют в закупках безответственно, не оценив свои возможности.  

Нахождение бизнеса в РНП фактически лишает или ограничивает его права участвовать в закупках на 2 года и является серьезным ударом по репутации. Поскольку реестр является публичным, то попавший в него бизнес видят все.  Ведет реестры Федеральная антимонопольная служба России.

В 2021 году изменился состав сведений, включаемый в РНП.

Так с 1 июля включаются сведения не обо всех учредителях лица, включаемого в РНП, а только сведения об:

- участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица – участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя). Под такими участниками (членами) понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем 25% акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ;

- учредителях унитарного юридического лица.

Информация исключается из РНП по истечении 2 лет не с даты ее внесения в РНП, а с даты, когда у контрольных органов появилась обязанность включить такие сведения в РНП.

Законом предусмотрены возможности досрочного исключения сведений из реестра.

В частности, при успешном оспаривании Поставщиком в суде одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.

 

2.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОПАДАНИЯ В РНП

Разделим основания включения в реестр на два типа.

Первый тип – когда контракт так и не был подписан участником закупки – это случай уклонения победителя от заключения контракта.

Второй тип – когда контракт подписан и конфликт возник уже на стадии исполнения контракта. Здесь для попадания в РНП должен произойти либо односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта либо расторжение контракта судом также по инициативе Заказчика.

Инициирование таких действий Заказчиком возможны, если Исполнитель существенно нарушает условия контракта. 

Важно: если контракт расторгнут судом по заявлению Заказчика ввиду существенного нарушения Исполнителем условий контракта, то рассмотрения вопроса о включении в реестр на комиссии по существу не происходит. Поставщик фактически автоматом попадает в реестр. В таких случаях совет следующий: нужно активно защищаться раньше – на стадии суда с Заказчиком и оспаривать его односторонний отказ.

Не является основанием для попадания в РНП, если контракт расторгнут на основании мирового соглашения между Заказчиком и исполнителем либо по иным обстоятельствам, когда Поставщик не нарушает условия контракта.

 

3.ПРОЦЕДУРА ВКЛЮЧЕНИЯ И КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПОПАДАНИЯ В РНП

Теперь, что важно знать Поставщику о процедуре включения в реестр.

Рассмотрение материалов происходит на комиссии в антимонопольном органе – это процедура, похожая на судебное заседание. Приглашаются стороны, заслушиваются их пояснения и выносится решение о включении Поставщика в реестр.

Разъяснения ФАС и судебная практика настаивает на том, что на комиссии рассмотрение должно быть подробным и не формальным, должны исследоваться все обстоятельства. Если поставщик действовал добросовестно, то  верно выстроенная правовая защита убережет его от попадания в реестр.  

Приведу ряд аргументов, которые не спасут от включения в РНП:

- изменилось законодательство и Поставщик не успел с ним ознакомится

- новый сотрудник, который не знал, не успел, не уследил, ошибся

- задержка вашего контрагента по поставке продукции, что вызвало по цепочке просрочку самого исполнителя по госконтракту. Как правило, это не сработает.

- отсутствие интернета в день подписания контракта.

Особенность регулирования отношений, связанных с РНП в том, что с одной стороны, они регулируются всего одной статьей Закона № 44-ФЗ, но с другой стороны, имеется множество ведомственных разъяснений Федеральной антимонопольной службы

Поэтому шансы на защиту от включения в реестр необходимо оценивать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств вашего дела. Включение Поставщика в реестр, не влияет на исполнение текущих госконтрактов и они  не могут быть расторгнуты Заказчиком, на основании того, что исполнитель попал в реестр.

Если бизнес все-таки включен в РНП, то существует возможность оспорить включение в реестр арбитражном суде.

 

Перейти к списку новостей