РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ, КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПОПАДАНИЯ В НЕГО
Арсений Артюх
юрист, эксперт pro bono Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Ленинградской области
1.ПОНЯТИЕ РЕЕСТРА
Законодательство не содержит определения реестра недобросовестных поставщиков (РНП). При этом не существует единого реестра. В настоящее время речь идет о трех реестрах:
- в рамках 44-федерального закона,
- 223-федерального закона и
- 615-постановления Правительства РФ о капремонте.
Под РНП можно понимать публичную базу данных об участниках закупок, которые уклонились от заключения контракта или с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке, либо расторгнут по решению суда в виду существенного нарушения такими участниками условий контракта.
Основная цель появления РНП – установление меры ответственности для недобросовестных или ложных поставщиков, то есть тех, которые не имеют реального намерения заключать и исполнять контракт, либо которые участвуют в закупках безответственно, не оценив свои возможности.
Нахождение бизнеса в РНП фактически лишает или ограничивает его права участвовать в закупках на 2 года и является серьезным ударом по репутации. Поскольку реестр является публичным, то попавший в него бизнес видят все. Ведет реестры Федеральная антимонопольная служба России.
В 2021 году изменился состав сведений, включаемый в РНП.
Так с 1 июля включаются сведения не обо всех учредителях лица, включаемого в РНП, а только сведения об:
- участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица – участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя). Под такими участниками (членами) понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем 25% акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ;
- учредителях унитарного юридического лица.
Информация исключается из РНП по истечении 2 лет не с даты ее внесения в РНП, а с даты, когда у контрольных органов появилась обязанность включить такие сведения в РНП.
Законом предусмотрены возможности досрочного исключения сведений из реестра.
В частности, при успешном оспаривании Поставщиком в суде одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
2.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОПАДАНИЯ В РНП
Разделим основания включения в реестр на два типа.
Первый тип – когда контракт так и не был подписан участником закупки – это случай уклонения победителя от заключения контракта.
Второй тип – когда контракт подписан и конфликт возник уже на стадии исполнения контракта. Здесь для попадания в РНП должен произойти либо односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта либо расторжение контракта судом также по инициативе Заказчика.
Инициирование таких действий Заказчиком возможны, если Исполнитель существенно нарушает условия контракта.
Важно: если контракт расторгнут судом по заявлению Заказчика ввиду существенного нарушения Исполнителем условий контракта, то рассмотрения вопроса о включении в реестр на комиссии по существу не происходит. Поставщик фактически автоматом попадает в реестр. В таких случаях совет следующий: нужно активно защищаться раньше – на стадии суда с Заказчиком и оспаривать его односторонний отказ.
Не является основанием для попадания в РНП, если контракт расторгнут на основании мирового соглашения между Заказчиком и исполнителем либо по иным обстоятельствам, когда Поставщик не нарушает условия контракта.
3.ПРОЦЕДУРА ВКЛЮЧЕНИЯ И КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПОПАДАНИЯ В РНП
Теперь, что важно знать Поставщику о процедуре включения в реестр.
Рассмотрение материалов происходит на комиссии в антимонопольном органе – это процедура, похожая на судебное заседание. Приглашаются стороны, заслушиваются их пояснения и выносится решение о включении Поставщика в реестр.
Разъяснения ФАС и судебная практика настаивает на том, что на комиссии рассмотрение должно быть подробным и не формальным, должны исследоваться все обстоятельства. Если поставщик действовал добросовестно, то верно выстроенная правовая защита убережет его от попадания в реестр.
Приведу ряд аргументов, которые не спасут от включения в РНП:
- изменилось законодательство и Поставщик не успел с ним ознакомится
- новый сотрудник, который не знал, не успел, не уследил, ошибся
- задержка вашего контрагента по поставке продукции, что вызвало по цепочке просрочку самого исполнителя по госконтракту. Как правило, это не сработает.
- отсутствие интернета в день подписания контракта.
Особенность регулирования отношений, связанных с РНП в том, что с одной стороны, они регулируются всего одной статьей Закона № 44-ФЗ, но с другой стороны, имеется множество ведомственных разъяснений Федеральной антимонопольной службы
Поэтому шансы на защиту от включения в реестр необходимо оценивать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств вашего дела. Включение Поставщика в реестр, не влияет на исполнение текущих госконтрактов и они не могут быть расторгнуты Заказчиком, на основании того, что исполнитель попал в реестр.
Если бизнес все-таки включен в РНП, то существует возможность оспорить включение в реестр арбитражном суде.