В связи с публикацией прокуратурой Ленинградской области данных о практике привлечения должностных лиц контролирующих органов к ответственности за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, бизнес-омбудсмен Ленинградской области информирует предпринимателей об основных нарушениях со стороны проверяющих ведомств и способах защиты своих прав.
В первую очередь, предпринимателям необходимо обратить внимание на то, что все плановые проверки размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ в Плане проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2017 г. Если в утвержденном плане в отношении организации или ИП нет плановых проверок, то контролеры не вправе приходить с плановой проверкой.
Так, поводами к возбуждению административных производств прокуратурой области являлись факты незаконного проведения контролирующими органами плановых проверок, исключенных прокуратурой области на стадии формирования Плана проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2017 г.
В частности, установлено, что при проведении проверок предпринимателей некоторые должностные лица органов муниципального земельного контроля руководствовались Планами, размещенными на сайтах органов местного самоуправления, без учета сведений, содержащихся в Сводном плане, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Вместе с тем, указанные проверки при формировании Плана были исключены прокуратурой по причине отнесения проверяемых лиц к субъектам малого предпринимательства.
Напомним, что в отношении малого бизнеса до конца 2018 года действуют «надзорные каникулы» при проведении плановых проверок.
Кроме того, Уполномоченный по защите прав предпринимателей напоминает, что с целью повышения прозрачности проверок, улучшения качества учета и статистической информации о их результатах в РФ создан Единый реестр проверок, при помощи которого юридические лица и индивидуальные предприниматели могут проверить законность проводимой в отношении них проверки.
По данным прокуратуры Ленинградской области, контролеры были привлечены к административной ответственности за невнесение сведений о проведенных проверках в Единый реестр проверок.
Бизнес-омбудсмен Ленобласти Елена Рулева назвала ряд систематических нарушений при ведении Единого реестра проверок контролерами:
«По результатам мониторинга можно выделить наиболее часто встречающиеся нарушения – несовпадение сроков проверок, указанных в реестре и постановлениях; отсутствие сведений об основаниях для проведения внеплановых проверок, отсутствие результатов о проведенной проверке. Кроме того, проверяющими допускается несовпадение ФИО должностного лица или неполный перечень ФИО должностных лиц, уполномоченных на проведение проверочных мероприятий».
Если предприниматели видят в Едином реестре проверок несоответствие внесенных данных о проводимых в отношении них проверочных мероприятиях, то они могут обратиться в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей и/или Прокуратуры Ленинградской области.
Кроме того, районными прокурорами устанавливались:
- факты проведения контролерами внеплановых проверок предпринимателей в отсутствие законных оснований, без согласования с прокурором;
- факты проведения плановой проверки в отсутствие уведомления проверяемого лица о предстоящей проверке;
- а также факты непредставления должностными лицами органов контроля (надзора) актов о результатах проверок.
Согласно данным прокуратуры, по всем случаям виновные должностные лица были привлечены к административной ответственности.
Елена Рулева подчеркнула, что несмотря на реформу контрольно-надзорной деятельности, треть жалоб предпринимателей поступает на действия контролирующих органов: «В рамках реализации реформы появился Единый реестр проверок, введены надзорные каникулы для малого бизнеса, однако, зачастую проверяющие продолжают игнорировать новые правила, поэтому очень важно, чтобы прокуратура держала на постоянном контроле данную сферу деятельности».
За 10 месяцев текущего года органами прокуратуры области возбуждено 20 административных производств в соответствии со статьей ст.19.6.1. КоАП РФ, что на 20 % больше чем за 2016 год.
Дополнительные практические рекомендации при проведении проверок контрольно-надзорными органами вы можете посмотреть здесь.