Главная » Пресс-центр » Наши успехи » Благодаря конструктивному диалогу бизнес-омбудсмена Ленобласти и областного УФНС России удалось решить «системную» проблему выборгских предпринимателей

Благодаря конструктивному диалогу бизнес-омбудсмена Ленобласти и областного УФНС России удалось решить «системную» проблему выборгских предпринимателей

14 апреля 2017 г.

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области поступали жалобы и обращения предпринимателей г. Выборга на действия ИФНС России по Выборгскому району. Предприниматели, обратившиеся к бизнес-омбудсмену, были под угрозой привлечения к налоговой ответственности за занижение единого налога на вмененный доход.

В рамках камеральной проверки налоговой декларации по ЕНВД, без наличия достаточных доказательств, районная инспекция предъявляла требования предпринимателям об уплате налога, пени и штрафа в связи с тем, что в декларации не произведен расчет по торговой точке. При том, что на момент камеральной проверки, предпринимателем не осуществлялась деятельность на торговой точке уже несколько лет. Таким образом, налоговый орган без наличия на то оснований предъявлял требования об уплате недоимки за закрытые торговые точки.

Согласно налоговому законодательству предприниматели, переведенные на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщиков ЕНВД в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ снятие с учета налогоплательщика на ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности осуществляется на основании заявления, поданного им в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения деятельности.

Факт расторжения договора аренды означает, что предприниматель утратил правовые основания и фактическую возможность использовать данное имущество в своей деятельности. Если предприниматель закрывает одну из торговых точек, но продолжает осуществлять свою деятельность в другом торговом объекте, то утраты статуса плательщика ЕНВД не происходит. Соответственно, у предпринимателя отсутствует обязанность сниматься с налогового учета или уведомлять налоговый орган о смене места деятельности.

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности достоверны. Следовательно, налоговый орган должен доказать факт осуществления деятельности посредством конкретного торгового объекта.

По результатам рассмотрения обращений предпринимателей бизнес-омбудсмен Ленинградской области обратилась к руководителю Управления ФНС России по Ленинградской области с просьбой дать разъяснения районным налоговым инспекциям о недопустимости предъявления указанных требований без наличия указанных оснований.

Со своей стороны, руководство Ленинградского УФНС России согласилось, что сущность системы налогообложения в виде ЕНВД предполагает при определении величины физического показателя учет только того имущества, которое приносит предпринимателю доход и непосредственно участвует в облагаемой ЕНВД деятельности предпринимателя. Областная налоговая служба направила в свои подведомственные территориальные налоговые органы Письмо с указанием о необходимости принимать во внимание документы, соглашения и договоры, свидетельствующие о наличие или отсутствии у предпринимателя возможности использовать имущество.

Данные обращения предпринимателей на действия налоговой службы выявили системную проблему, решение которой стало возможно благодаря вмешательству Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленобласти.

Перейти к списку новостей