В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области поступали жалобы и обращения предпринимателей г. Выборга на действия ИФНС России по Выборгскому району. Предприниматели, обратившиеся к бизнес-омбудсмену, были под угрозой привлечения к налоговой ответственности за занижение единого налога на вмененный доход.
Согласно налоговому законодательству предприниматели, переведенные на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщиков ЕНВД в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ снятие с учета налогоплательщика на ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности осуществляется на основании заявления, поданного им в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения деятельности.
Факт расторжения договора аренды означает, что предприниматель утратил правовые основания и фактическую возможность использовать данное имущество в своей деятельности. Если предприниматель закрывает одну из торговых точек, но продолжает осуществлять свою деятельность в другом торговом объекте, то утраты статуса плательщика ЕНВД не происходит. Соответственно, у предпринимателя отсутствует обязанность сниматься с налогового учета или уведомлять налоговый орган о смене места деятельности.
Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности достоверны. Следовательно, налоговый орган должен доказать факт осуществления деятельности посредством конкретного торгового объекта.
По результатам рассмотрения обращений предпринимателей бизнес-омбудсмен Ленинградской области обратилась к руководителю Управления ФНС России по Ленинградской области с просьбой дать разъяснения районным налоговым инспекциям о недопустимости предъявления указанных требований без наличия указанных оснований.
Со своей стороны, руководство Ленинградского УФНС России согласилось, что сущность системы налогообложения в виде ЕНВД предполагает при определении величины физического показателя учет только того имущества, которое приносит предпринимателю доход и непосредственно участвует в облагаемой ЕНВД деятельности предпринимателя. Областная налоговая служба направила в свои подведомственные территориальные налоговые органы Письмо с указанием о необходимости принимать во внимание документы, соглашения и договоры, свидетельствующие о наличие или отсутствии у предпринимателя возможности использовать имущество.
Данные обращения предпринимателей на действия налоговой службы выявили системную проблему, решение которой стало возможно благодаря вмешательству Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленобласти.