Главная » Пресс-центр » Новости » Передача функций по администрированию страховых взносов от ПФР и ФСС налоговым органам: Какие проблемы возникли у предпринимателей? Как избежать блокировки счета?

Передача функций по администрированию страховых взносов от ПФР и ФСС налоговым органам: Какие проблемы возникли у предпринимателей? Как избежать блокировки счета?

17 августа 2017 г.

Юрист Коллегии Адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнеры» Ольга Дзуцева подготовила для Вас полезную информацию относительно некорректной передачи территориальными отделениями ПФР и ФСС налоговым органам информации о состоянии расчетов по страховым взносам.

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в целях реализации данных полномочий утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П, от 22.07.2016 ММВ-23-1/12@/3И, от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@.

Согласно Порядкам, территориальные отделения ПФР и ФСС представляют в УФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по прилагаемым кодам бюджетной классификации (см. Письмо ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ "По вопросам учета страховых взносов").

Информацию о "старых" долгах по взносам на 1 января 2017 года фонды должны были передать налоговикам до 1 февраля 2017 года (см. совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26.01.2017 г. N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П).

Надо отдать должное законодателю, который предпринял меры направленные на то, чтобы переходный период прошел с минимальными для страхователей потерями. Однако полностью проблем избежать не удалось. В результате, в число должников попали и страхователи, которые добросовестно выполняли обязанности по уплате взносов.

В письме от 15 марта 2017 г. N ЗН-4-1/4593@ представители ФНС назвали самую распространенную причину возникновения подобного рода "недоразумений". Как следует из письма, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая «декабрьские» взносы.

Между тем, суммы доначислений по расчетам за 2016 год в указанное сальдо включаться не должны, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" срок уплаты платежа страхового взноса за декабрь установлен 15.01.2017.

Таким образом, страховые взносы за декабрь 2016 года оказались проблемными. С одной стороны, они относятся к 2016 году, с другой - "крайний" срок их уплаты приходится уже на январь 2017 года. Соответственно, "декабрьские" взносы многие страхователи перечисляли уже в январе 2017 года и на "налоговые" КБК. Так что фонды эти взносы не "видят", да и, собственно, не должны видеть.

Соответственно, если страхователь заплатил взносы в установленный срок в 2017 году, программа ФНС из сальдо, переданного фондом, отразила страховые взносы за декабрь как недоимку, следовательно, по таким суммам страхователю были начислены пени с 1 января по дату уплаты.

В устной беседе, сотрудники налоговых органов объясняют возникающие проблемы «несовместимостью баз».

Вопрос о том, как внести изменения в сальдо расчетов по страховым взносам, переданное ПФР и ФСС налоговым органам, также был рассмотрен ФНС в Письме от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593@.

Специалисты налогового ведомства отметили, что вся информация от фондов была принята ими с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и была заверена электронной подписью должностного лица фонда. Поэтому налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации.

В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков на 01.01.2017 налоговые органы могут исправить установленные недостатки в карточках расчетов с бюджетом только после представления уточненных сведений фондами.

В упомянутом письме страхователям настоятельно рекомендуется для устранения "недоразумений" обращаться напрямую в фонды. Именно фонды должны устранить допущенные ошибки и передать налоговикам исправленные сведения, отражающие реальное состояние расчетов страхователей по взносам. И только таким образом "лишние" и неприятные вопросы будут сняты.

Аналогичные рекомендации страхователям даны и в письме ФНС от 2 мая 2017 г. N ГД-4-8/8281. При этом из разъяснений чиновников следует, что если прийти или позвонить в инспекцию, то страхователю порекомендуют обратиться в соответствующий орган ПФР или ФСС. Если же в налоговую поступит официальное обращение страхователя по вопросу некорректных сумм "старой" задолженности по взносам, то инспекторы сами перенаправят это обращение в фонды.

Представляется, что в ситуации, когда в сальдо расчетов по взносам фонды отразили или несуществующие долги страхователя, или не в том размере, обращаться с целью прояснить ситуацию страхователю необходимо как в налоговую инспекцию, так и в фонды. В противном случае существует риск того, что пока фонды будут проводить "сверку", налоговики взыщут со страхователя спорные долги по "старым" взносам.

В силу ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, ему направляется соответствующее требование. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

После истечения установленного в требовании срока принимается Решение о принудительном взыскании налога.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа.

В случае неисполнения требования об уплате налога принимается Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Таким образом, своевременное выяснение вопроса о наличии задолженности по страховым взносам, в том числе возникшей в результате некорректной передачи фондами сальдо расчетов, поможет избежать блокировки счета.

Перейти к списку новостей